Образование


 

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ "Детский сад №11 "Капелька"

 

       Обучение воспитанников в учреждении осуществляется на русском языке.



             КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
                    МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 11 «КАПЕЛЬКА»


  1.Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа,
   в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 11 «Капелька» ориентирована на детей в возрасте от 1 года до 8 лет.
В МАДОУ «Детский сад № 11 «Капелька» организуются группы общеразвивающей и коррекционной направленности.
В коррекционных группах воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья – заболеваниями зрения: амблиопия, косоглазие (от 3 до 8 лет), а также с тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 8 лет).
В настоящее время в детском саду функционируют группы:
• первая младшая (с 1,5 до 3 лет)
• вторая младшая (с 3 до 4 лет)
• средняя (с 4 до 5 лет)
• старшая (с 5 до 6 лет)
• подготовительная к школе (с 6 до 7 (8) лет).
Группа для детей с нарушением зрения формируется по направлению врача-офтальмолога, по составу разновозрастная.

  2. Используемые Примерные программы

  Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 11 «Капелька» разработана в соответствии с Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11 «Капелька» и Примерной основной образовательной программой дошкольного образования. Дополнительно к примерной ООП ДО используется вариативная комплексная программа «Детский сад 2100».
Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 11 «Капелька» направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.
Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.
Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая:
- пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования),
- социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию),
- условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка),
- материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора, – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
– способов и направлений поддержки детской инициативы,
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Система оценивания качества реализации программы МАДОУ «Детский сад № 11 «Капелька» направлена в первую очередь на оценивание созданных условий внутри образовательного процесса.
Коррекция нарушений речи строится с учётом возрастных особенностей речевого развития каждого ребёнка, реализуется в течение 2 лет в условиях пребывания детей в логопедический группе на основе Программы обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. (авторы Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.) и методического пособия Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
Коррекция нарушений зрения выполняется в течение всего пребывания ребенка в детском саду в специальной группе для детей с нарушениями зрения. Коррекционно-педагогическая работа по развитию способов зрительного восприятия осуществляется в индивидуальной и фронтальной форме с помощью специальных упражнений, игр, предметного материала, целенаправленной работы в режиме дня на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад)/ под ред. Л.И. Плаксиной и методического пособия Ермакова В.П., Якунина Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.
Коррекция психического развития предполагает восстановление и сопровождение психологического здоровья ребенка: совершенствование мыслительной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль), развитие основных психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения), коррекция личностных особенностей: нарушение адаптации к детскому саду, гиперактивность, высокий уровень тревожности, задержка развития, ослабленное здоровье, нарушения речи, нарушения зрения, нарушения невротического характера. Коррекция психического развития проводится педагогом – психологом в индивидуальной форме с согласия родителей.

  3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги -родители - дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.